УТВЕРЖДАЮ

Директор ГОУ СОШ №532

               О.В. Караванская

протокол № 10-2 от 21.01.2011 г.

Программа принята

педагогическим советом

ГОУ СОШ № 532

протокол № 3 от 11.01.2011 г.

 

 

 

Программа развития

Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 532

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

на период 2011–2015 гг.

 

«От эффективности каждого -
к качеству среды»

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

Содержание:

1. Паспорт Программы развития. 3

2. Нормативные основы разработки Программы развития. 5

3. Результаты деятельности школы по реализации Программы развития 2005-2010 гг. 6

3.1.  Краткие сведения о школе. 6

3.2.  Краткая характеристика учебной деятельности. 7

3.3.  Инновационная деятельность. 9

4. Концепция Программы развития школы на период 2011- 2015гг. 13

5. Целевые проекты Программы развития 2011-2015, описание этапов  развития и критерии их оценки  17

5.1.1. Путь к успеху (Развиваем таланты) 17

5.1.2. Санкт-Петербург – центр российской науки и культуры - школьникам.. 20

5.1.3. Центр виртуальных экскурсий. 22

5.2. Совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры школы для повышения качества образования. 25

5.2.1. Инфраструктура высокотехнологичной среды школы.. 25

5.2.2. Развитие компетентностей. 27

5.2.3. Критерии эффективности средств информатизации. 29

5.3. Школа здорового образа жизни. 31

5.3.1. Культура здоровья. 31

5.3.2. Комфортная среда – основа здоровья школьника. 33

 

 


1. Паспорт Программы развития

Полное наименование программы

Программа развития «От эффективности каждого - к качеству среды» ГОУ СОШ № 532 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на период 2011-2015 гг.

Основания для разработки программы

Решение педагогического совета ГОУ СОШ № 532 (протокол № 3от 11.01.2011 г.)

Разработчик Программы

Рабочая группа, состоящая из сотрудников школы, членов Попечительского совета школы.

Период и этапы реализации программы

2011–2012 гг. — разработка текстов Программы, её целевых проектов и подпроектов, их апробация, экспертиза, корректировка, согласование.

2012–2014 гг. — реализация целевых проектов и подпроектов, их презентация и промежуточный мониторинг.

2014–2015 гг. — подведение итогов реализации Программы, разработка новой Программы.

Цель программы

Цель программы — обеспечение доступного качественного вариативного образования в условиях изменяющегося социального запроса и социального заказа

Задачи  Программы

1.      Создать условия для перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

2.      Обеспечить равные условия для развития способностей каждого обучающегося, образования и воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

3.      Разработать и внедрить ряд проектов, способствующих:

- формированию социокультурного пространства школы в условиях интеграции основного и дополнительного образования детей;

- созданию условий для эффективного использования ресурсов в составе инфраструктуры школы;

- построению в школе образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса и функционирующей на основе идеологии культуры, здорового образа жизни, и  организации здоровьесозидающего уклада.

4.      Внедрить новые подходы к системе подготовки,  и повышения квалификации кадров, создать внутришкольную систему повышения квалификации.

5.      Разработать и внедрить механизм мониторинга реализации Программы развития.

 

Источники финансирования Программы

Бюджет Санкт-Петербурга в рамках текущего финансирования, Федеральные и городские целевые и адресные программы

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Караванская Ольга Викторовна,

директор ГОУ сош № 532,

222-9734

Ожидаемые конечные результаты

Повышение качества образовательных результатов в соответствии с новым государственным заказом.

Создание развивающего социокультурного пространства, позволяющего каждому обучающемуся развивать свои интеллектуальные возможности и творческие способности, адаптироваться в современных условиях общества

Формирование профессиональной компетентности педагогов, соответствующей изменившемуся государственному заказу и социальному запросу.

Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

 

2. Нормативные основы разработки Программы развития

  1. Конституция Российской Федерации; закон Российской Федерации «Об образовании» и Концепция проекта нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации от 04.02.2010г., Пр-271.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
  5. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р.
  6. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.07.2007 № 884.
  7. План мероприятий по модернизации общего образования, направленный на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Санкт-Петербурге», утвержденный Постановлением Правительства  Санкт-Петербурга от 08.06.2010  № 750.
  8. Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2010–2014 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.02.2010 № 91» (с изм. на 15.10.2010).
  9. Приказ Минобрнауки России «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 24 марта 2010 года.

3. Результаты деятельности школы по реализации Программы развития 2005-2010 гг.

3.1.  Краткие сведения о школе

ГОУ средняя общеобразовательная школа  № 532 ведет образовательную деятельность на основании следующих документов:

·                    Государственная лицензия на ведение образовательной деятельности  А 324357  от 19.05.2009 года;

·                     Свидетельство о Государственной аккредитации АА 160759 от 27.05.2008 года.

            За последние 3 года контингент школы остается стабильным:

                       

В настоящее время в школе обучается 420 человек, в том числе:

 

 

 

Педагогический коллектив школы включает в себя 40 сотрудников.

Из них:

·                    Сотрудников, работающих на постоянной основе –   35 человека;

·                    Совместители –  5 человек;

·                    Имеют высшую квалификационную категорию – 24 человек;

·                    Имеют первую квалификационную категорию –  10 человек;

·                    Кандидат педагогических наук –  1 человек;

·                    Награждены грамотами и благодарственными письмами НМЦ Красногвардейского района по итогам 2009-2010 учебного года – 9 человек.

Школа активно участвовала в реализации районных целевых программ «Успешный выпускник», «Педагогические достижения», «Инновации в управлении», «Воспитательный потенциал Санкт-Петербургской школы», «Профильная школа», «Здоровый школьник». Можно отметить высокий уровень достижений по программам «Здоровый школьник», «Воспитательный потенциал Санкт-Петербургской школы» во всех направлениях.

3.2.  Краткая характеристика учебной деятельности

                   ГОУ школа № 532 реализует следующие образовательные программы:

Основные:

Общеобразовательная программа начального общего образования;

Общеобразовательная программа основного общего образования;

Общеобразовательная программа среднего общего (полного) образования

В учебно-воспитательном  процессе главной фигурой является ученик, задача учителя грамотно и правильно спланировать учебный процесс, обеспечить преемственность в воспитании, обучении и развитии детей. Об уровне обученности учащихся можно судить по итогам учебного года.

Результаты обучения за последние три учебных года представлены в таблице:

 

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Успеваемость

98,3%

96,4%

98,6%

Качество знаний

43,6%

34,3%

34,4%

Количество отличников

3,4%

4,5%

4,7%

Кол-во медалистов

0 чел.

1 чел.

2 чел.

В 2009-2010 учебном году 34 учащихся 9-х классов и 52 учащихся 11-х классов были допущены к итоговой аттестации и успешно ее выдержали.

Подготовка учащихся к итоговой аттестации в 2009-2010 учебном году была организована в соответствии с новыми нормативными документами, вступившими в силу в 2008-2010 годах.

Результаты выпускных экзаменов 11 класса.

Результаты сдачи обязательных экзаменов по русскому языку и математике за два последних учебных года:

 

 

Результаты сдачи экзаменов по выбору учащихся за два последних учебных года:

 

 

 

Итоги участия в предметных олимпиадах.

            Севастьянова Наталья 8 класс победитель районного этапа олимпиады по русскому языку.

Крылов Михаил 9 класс победитель районного этапа олимпиады по истории.

Калашян Кристина 11 класс победитель районного этапа олимпиады по обществознанию.

Мясникова Арина 9 класс победитель районного этапа олимпиады по математике.

Огибалова Дарья 9 класс победитель районного этапа олимпиады по химии.

Фалитнова Екатерина 8 класс победитель районного этапа олимпиады по ОБЖ.

Караванский Александр 9 класс победитель районного и регионального этапов олимпиады по ОБЖ.

Хасанов Александр 3 класс победитель региональной олимпиады «Русский медвежонок».

3.3. Инновационная деятельность

На протяжении ряда лет начиная с 2008 года школа является участником общегородского эксперимента по теме: «Эффективность включения информационной среды в образовательный процесс общеобразовательного учреждения».

Основные идеи проекта

На современном этапе уровень насыщения образовательных учреждений средствами информатизации (СИ) уже таков,  что актуальным становиться мониторинг эффективности их использования. Несомненно, что использование СИ в образовательном и воспитательном процессах диктуется сегодня требованиями общества к социализации личности. Но каковы роль и место их в ряду других средств обучения? Сегодня необходимо ответить на ряд вопросов, чтобы завтра можно было разумно тратить средства государственного бюджета и использовать приобретенные СИ с максимальной отдачей.

Какие средства информатизации наиболее эффективно применяются в образовательном процессе? Линейка СИ, поставляемая в ОУ Петербурга, неуклонно расширяется. Сегодня в школы города поставляются: компьютерные классы (КК), мобильные компьютерные классы (МКК), мультимедийные комплексы (МК), цифровые лаборатории (ЦЛ), интерактивные доски (ИД) и иное интерактивное оборудование, средства обработки фото и видео изображений, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, цифровые образовательные ресурсы, автоматизированные информационные  системы управления (АИСУ). Важно определить насколько востребованным является каждое из представленных средств. Понять каких еще СИ не хватает ОУ, а какие оказались лишними. Осознать препятствия, мешающие эффективному применению СИ. Оценить, возможно ли, с использованием уже имеющихся СИ, построить в учреждении современное информационное пространство, приобрело ли оно новые функции, отвечает ли современным вызовам потребителей образовательных услуг.

Сложилась ли в ОУ система мер внедрения СИ в образовательный и воспитательный процессы? Процесс информатизации образования, как и любой другой, требует от администрации учреждения целенаправленных усилий, выраженных в конкретных управленческих мерах  и решениях. Осуществляется ли перспективное и текущее планирование развития МТБ информационного пространства ОУ и его сервисного сопровождения? Планируется ли администрацией школы использование СИ в образовательном процессе? Насколько системно это происходит? Является ли внедрение и использование СИ педагогами предметом рассмотрения методического совета? Контролируется ли использование СИ и применение их в каждодневной педагогической деятельности?  Ведётся ли работа по организации повышения квалификации сотрудников школы в сфере ИКТ? Организован ли доступ к ресурсам и сервисам телекоммуникационных сетей? Необходимо также создание технологических условий для обобщения и тиражирования накапливаемого в учреждении опыта.

Оценка эффективности использования СИ работниками школы. Все имеющиеся в ОУ средства информатизации должны быть активно задействованы работниками учреждения в повседневной работе. Необходимо, чтобы планирование текущей деятельности осуществлялось с учетом использования СИ. Обязательным условием для эффективного использование СИ в образовательном процессе является достижение работником соответствующего уровня компетентности в ИКТ. Соответственно, повышение квалификации сотрудников должно осуществляться непрерывно и сложность задач по применению СИ должна соответствовать уровню подготовки. Деятельность по использованию СИ должна строиться на системной основе. Для этого в учреждении должен быть сформирован банк электронных документов, в рамках которого будут систематизированы и тиражированы разработки педагогов. Педагогические и административные работники должны стать участниками электронного обмена, который постепенно заместит в учреждении привычный бумажный документооборот. Одним из важных синтетических показателей является сформированность индивидуальной электронной учебно-методической среды учителя - предметника.

Измерение качества изменений дидактической и методической среды. При интенсивном внедрении СИ в повседневную деятельность педагогов и учащихся должна изменяться и структура дидактической и методической среды. Возрастёт ее насыщенность электронными материалами, как готовыми, так и самостоятельно подготовленными педагогическим и ученическим коллективами учреждения. Проектная деятельность может стать одной из основных форм. Для организации исследовательской и познавательной деятельности привлекаются внешние ресурсы. Получает развитие экспертная форма оценивания. Образовательная среда учреждения становиться открытой. Измерение указанных параметров предполагается осуществлять на основе анализа внешних информационных потоков ОУ и качества ЭОР накапливаемых в информационном банке учреждения.

Выявление степени удовлетворенности участников образовательного процесса. В связи с тем, что выявить степень влияния применения СИ в процессе обучения на результативность обучения достаточно сложно, в силу отсутствия однозначных методик, актуальным представляется изучения удовлетворенности участников образовательного процесса, апробация и выявление наиболее эффективных методик оценки влияния СИ на результативность образовательного процесса. Необходимо организовать непрерывный мониторинг, отслеживающий изменения мотивации учащихся и педагогов, удовлетворенность процессом и результатом обучения учащихся и родителей, удовлетворенность педагогов от изменений условий труда.

 

Цели и задачи эксперимента:

 

Цель: создание механизма комплексной оценки эффективности внедрения средств информатизации в образовательный процесс общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.

 

Задачи:

·                     Обосновать комплекс критериев и показателей эффективности внедрения средств информатизации для различных видов общеобразовательных учреждений,

·                     Разработать измерительные шкалы, процедуры и средства оценки эффективности внедрения средств информатизации для различных видов общеобразовательных учреждений,

·                     Экспериментально апробировать разработанный метод оценки эффективности внедрения средств информатизации для различных видов общеобразовательных учреждений с целью проверки его обоснованности и надежности,

·                     формирование типовых нормативных и методических рекомендаций по организации и проведению мониторинга эффективности внедрения средств информатизации для различных видов общеобразовательных учреждений,

·                     формирование типовых методических рекомендаций по перспективному планированию развития информационного пространства ОУ на основе мониторинга эффективности внедрения средств информатизации в образовательный процесс.

 

Участники эксперимента

·         Государственное образовательное учреждение дополнительного педагогического профессионального образования центра повышения квалификации специалистов Выборгского района Санкт-Петербурга «Научно-методический Центр» - городская опытно-экспериментальная площадка.

·         Районные центры информатизации образования - координация мониторинга на уровне района.

Сформирована сеть районных экспериментальных площадок (по направлениям):

·        апробация критериев – ГОУ СОШ №№ 532 (Красногвардейский), 470 (Калининский), № 436 (Петродворцовый), 409 (Пушкинский);

·        разработка критериев – ГОУ школа №№ 532 (Невский), 85 (Петроградский), 617 (Приморский);

·        методика оценки – ГОУ СОШ №№ 427 (Кронштадтский), № 266 с углубленным изучением французского языка (Адмиралтейский), 296 (Фрунзенский), ГОУ НМЦ Московского района;

·        типовые модели информатизации – ГОУ СОШ №№ 324 (Курортный), 456 (Колпинский), школа   № 107 (Выборгский).

Наша школа выполняла в составе общего проекта локальную задачу по апробации критериев мониторинга эффективности внедрения средств информатизации.

 

Научный руководитель проекта: к.п.н. Школа Е. О. директор ГОУ НМЦ Выборгского района, к.п.н. Шапиро К. В. Главный специалист Комитета по образованию.

 

 

 

 

Основные результаты эксперимента

 

1.      Сформирован унифицированный подход к оценке эффективности внедрения средств информатизации. Составлена матрица оценочных критериев.

2.      Выработан механизм первичного самоанализа ОУ на основе данных мониторинга.

3.      Описаны методы и механизмы формирования оценочной матрицы мониторинга в образовательном учреждении.

Основные продукты

·                     Экспериментально апробированны измерительные шкалы, процедуры и средства оценки эффективности внедрения средств информатизации для всех видов общеобразовательных учреждений, а также отработанный механизм интерпретации результатов измерения.

·                     Технология самоанализа ОУ

Публикации

Результаты экспериментальной деятельности учреждения представлены в составе электронных изданий:

1.      Методические рекомендации для руководителей ОУ по организации и контролю процесса информатизации в ОУ.

2.      Учебно-методическое пособие «Эффективность информационной среды»

а также в материалах городского методического сборника:

3.      «Управление процессом информатизации образовательного учреждения (опыт Петербургской школы)»

 

4. Концепция Программы развития школы на период 2011- 2015гг.

Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020» на 2011–2020 гг. в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» определила Миссию школы — равенство в доступность качественного образования для разных и равных жителей  нашего города. С учетом выделенных направлений определялась концепция Программы развития школы. 

При анализе существующей ситуации в образовании нами выявлены противоречия между:

-      потребностью создания высокотехнологичной среды школы и сохранением здоровья учащихся;

-      необходимостью воспитания инновационного поведения у всех субъектов деятельности школы и недостаточной информационной открытостью школы перед социальными партнёрами;

-     созданием комплекса условий для развития ученика в современной информационной среде и уровнем профессиональной компетенции учителей в сфере использования ИКТ;

-     отсутствием преемственности между школой и вузом и недостаточным уровнем подготовки выпускников школы к вхождению в социокультурное пространство нового типа.

Данные противоречия послужили основанием для   разработки проектов Программы развития школы.

Цель: 

обеспечение доступного качественного вариативного образования в условиях изменяющегося социального запроса и социального заказа.

Задачи:

1.      Создать условия для перехода школы на новые федеральные государственные образовательные стандарты.

2.      Обеспечить равные условия для развития способностей каждого обучающегося, образования и воспитания личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

3.      Разработать и внедрить ряд проектов, способствующих:
формированию социокультурного пространства школы в условиях интеграции основного и дополнительного образования детей;
созданию условий для эффективного использования ресурсов в составе инфраструктуры школы;
построению в школе образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса и функционирующей на основе идеологии культуры, здорового образа жизни, и  организации здоровьесозидающего уклада.

4.      Внедрить новые подходы к системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, создать внутришкольную систему повышения квалификации.

5.      Разработать и внедрить механизм мониторинга реализации Программы развития.

Для реализации заявленных целей и задач Программы развития школы «От эффективности каждого - к качеству среды» разработан целый комплекс проектов.

Проекты:

- Формирование социокультурного пространства школы в условиях интеграции основного и дополнительного образования  (Путь к успеху (Развиваем таланты), Санкт-Петербург – центр Российской науки и культуры – школьникам, Центр виртуальных экскурсий

- Совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры школы для повышения качества образования (Инфраструктура высокотехнологичной среды школы, Развитие компетентностей, Критерии эффективности средств информатизации)

- Школа здорового образа жизни (Культура здоровья, комфортная среда – основа здоровья школьника)

 Механизм функционирования разработанных проектов определяется взаимодействием образовательной, культурной, социальной и информационно-коммуникационных сред школы.

Образовательную среду мы подразделяем на две: среда основного образования и среда дополнительного образования. Основное образование задается государственным стандартами образования и заказом потребителя. Составными элементами данной среды являются оборудованные классы, библиотека, стадион и спортивный зал. Сюда же мы отнесли и учебно-исследовательскую деятельность, которая повышает культуру исследовательского труда учащихся и качество профильной подготовки, а также совершенствует механизмы создания условий для поддержки и развития одаренных детей.

Особая роль отводится дополнительному образованию, которое наполнено разнообразными формами жизнедеятельности, включая спортивные секции, предметные кружки, ученическое самоуправление, экскурсионную программу, издательскую деятельность. Дополнительное образование строится на принципах  вариативности, непрерывности, успешности, компетентности, сотрудничества, коммуникативности и социокультурных связей.

Культурная среда направлена на удовлетворение образовательных и иных социально-культурных запросов местного сообщества и увеличение открытости школы, эффективное позиционирование в образовательной и социальной среде района, города, страны.

Социальная среда  школы позволяет учащимся адаптироваться в социуме,  более полно учитывать интересы основных субъектов образовательного процесса. 

Для эффективной реализации всех проектов необходима поддержка со стороны информационно-коммуникационной среды. Информационно-коммуникационная среда — это совокупность условий, способствующих возникновению и развитию процессов учебного информационного взаимодействия между учащимися, преподавателями, родителями.        Информационно-коммуникационная среда включает: средства информатизации объединенные в локальную компьютерную сеть (ЛКС); сайт школы; электронный журнал, дистанционные проекты;  школьные печатные издания.

Информационно-коммуникационная среда является самой представительной и объемной по информационному наполнению. В перспективе информационно-коммуникационная среда школы должна стать основой для построения электронного образовательного пространства школы. В методическом плане эта среда ориентирована на внедрение активных методов самообучения. Развитие указанной среды возможно через следующие проекты: «Инфраструктура высокотехнологичной среды школы», «Развитие компетентностей», «Дистанционная поддержка образования» и «Эффективность информационной среды». Они соответствуют  основным положениям новых документов в области образования и определяют новые требования к образовательным результатам.

Использование предложенной концепции социокультурного пространства позволяет добиться высокого качества образовательной среды; повышения мотивации к творчеству и инновационной деятельности; создания комплекса благоприятных условий, обеспечивающих гармоничное развитие  личности школьника.

Внедрение Программы развития «От эффективности каждого - к качеству среды» окажет благотворное влияние на освоение участниками образовательного процесса общечеловеческих ценностей, современных достижений науки, необходимого профессионального опыта.

В качестве ведущих направлений внедрения Программы были определены:

-      обеспечение непрерывности образования, преемственности реализуемых образовательных программ;

-      соответствие общественно-государственной системе оценки качества образования, обеспечение интересов всех субъектов образовательного процесса;

-      инвестиционную привлекательность и открытость школы.

Критерии успешности реализации Программы развития школы включают:

-      качество образования на каждой ступени, в том числе самооценку участников образовательного процесса, общественную экспертизу качества обучения и воспитания;

-      успешное взаимодействие и согласованность позиций субъектов образовательного процесса;

-      постоянство и разнообразие форм мониторинга реализации проектов.

Концепция Программы развития школы № 532 в предстоящий период опирается на ответственность всех субъектов образовательного процесса за его результаты, их  взаимную поддержку, открытость школы для партнерства.  В основе лежит идея саморазвития школы как учреждения, сочетающего прочные образовательные традиции и своевременно воплощающего образовательные потребности современности.

Программа развития  «От эффективности каждого - к качеству среды» призвана обеспечить доступное и качественное вариативное образование в условиях изменяющегося социального запроса и социального заказа.

 

5. Целевые проекты Программы развития 2011-2015, описание этапов  развития и критерии их оценки

5.1. Формирование социокультурного пространства школы в условиях интеграции основного и дополнительного образования:

5.1.1. Путь к успеху

Важным для современного развития ОУ является не просто реализация Госстандарта МО РФ, но и формирование образовательной среды, способствующей повышению качества образования в целом. Однако, используя имеющиеся условия, важно поддерживать и развивать индивидуальность каждого ребенка, особое внимание обращая на одаренных детей. В настоящее время усилия современной школы направлены на развитие одаренности детей,  показывающих успехи выше школьной программы. Выявление таких детей проводится в ОУ уже в начальной школе. Одаренность в научной литературе рассматривается как опережающее развитие, т. е. значительное опережение возрастных показателей и высокий уровень умственного развития.  Одаренные дети могут не проявлять своих выдающихся способностей в конкретной области знаний, не иметь ярко выраженных интересов при общей хорошей подготовке практически по всем школьным предметам. В связи с этим у руководителей и учителей возникают вопросы:

-           всех ли талантливых детей выявили;

-           можно ли выявить таланты при существующем подходе?

Проявление одаренности — это особенность личностного развития и в тоже время результат работы взрослых: родителей, учителей начальной школы, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социума в целом. Поэтому школе нужно создать условия для  поддержки интеллектуального и личностного роста каждого ребенка.

Цель проекта

Обеспечить условия творческой самореализации личности ребенка в различных видах деятельности.

Задачи проекта

1. Реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся в целях гармоничного развития человека как субъекта творческой деятельности

2. Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.

3. Развитие сетевого взаимодействия работы с одаренными детьми и заинтересованных структур.

4. Методическое сопровождение и обеспеченность процесса выявления и поддержки одаренных детей.

Конечные продукты проекта

Модель диагностики одаренности детей.

Методический комплект для подготовки педагогов к организации диагностики одаренности детей.

Описание условий, способствующих интеллектуальному и личностному росту обучающихся.

Методическое пособие, обобщающее опыт деятельности творческих групп.

Повышение качества образования

 

 

 

 

Критерии эффективности реализации проекта

 

Критерии эффективности реализации проекта

Показатели

Повышение качества образования

 

Доля  обучающихся начальной школы, принявших  участие в интеллектуальных испытаниях (количество человек/количество победителей).

Доля обучающихся основной школы, принявших  участие в интеллектуальных испытаниях (количество человек/количество победителей).

Доля  обучающихся средней школы, принявших  участие в интеллектуальных испытаниях (количество человек/количество победителей).

Эффективность расширения образовательных возможностей обучающихся

 

Оснащение учебных кабинетов современными средствами информатизации для  обучения.

Доля учащихся,  использующих электронные ресурсы медиатеки.

Эффективность психологического и социального  сопровождения обучающихся

Количество методик психологического и социального тестирования.

Адресные программы психологического и социального сопровождения, реализуемые для учащихся.

Эффективность методического

сопровождения обучающихся

 

Доля педагогов-участников творческих групп по работе с одаренными детьми.

Количество тьюторов, координирующих работу педагогов.

Количество методических разработок (на бумажных и электронных носителях).

Количество обращений в школу за методической помощью извне.

Повышение квалификации сотрудников школы

Доля педагогов, использующих информационные технологии на уроках и внеклассных мероприятиях.

Доля сотрудников школы, прошедших обучение в ходе реализации проекта.

Эффективность расширения социального партнерства

Количество соглашения, заключенных с социальными партнерами.

Количество обращений в школу за методической помощью извне.

 

5.1.2. Санкт-Петербург – центр Российской науки и культуры – школьникам.

Концепция стратеги развития системы образования Санкт-Петербурга подразумевает использование социокультурного пространства Санкт-Петербурга как образовательной среды. Проект «Санкт-Петербург – центр Российской науки и культуры – школьникам» подразумевает использование объектов (организаций, музеев, памятников, институтов и т.д.) составляющих социокультурное пространство Санкт-Петербурга в образовательных целях. Проект ориентирует учителей предметников на творческое развитие личности ученика, его познавательных и созидательных способностей, на формирование целостной системы универсальных учебных действий. Проект имеет большую практическую ценность. Он призван помочь учителям использовать в образовательных целях всё многообразие культурных и социально значимых объектов Санкт-Петербурга, разворачивать образовательный процесс на реальном пространстве материальной среды, а учащимся – развить собственный коммуникативный и творческий потенциал.

Инновация деятельности в рамках проекта состоит в том, что он позволяет соединить познавательные возможности образовательной программы школы с предметной средой и историческим потенциалом города. Деятельность участников проекта строится в двух направлениях: формирование дидактической среды преподавания школьных предметов из состава предметной среды социолкультурного пространства Санкт-Петербурга и интеграция образовательных возможностей этого пространства в систему основного и дополнительного образования школы. Реализация проекта предусматривает организацию исследовательских и социальных проектов, создание системы непрерывной экскурсионной деятельности.

 

Цель проекта

Объединение возможностей образовательной программы с дидактическим потенциалом социокультурного пространства Санкт-Петербурга.

Задачи

1.        Формирование механизмов адаптации учащихся, развитие их коммуникативного и творческого потенциала через включение городской среды в образовательное пространство учреждения.

2.        Воспитание уважения и интереса к культуре своего народа и его традициям.

 

Конечные продукты проекта

 

Система непрерывной экскурсионной работы, охватывающей все ступени образования.

Перечень дидактических материалов для использования возможностей объектов городской среды в преподавании школьных предметов.

Сборник методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности.

Создание странички на сайте школы по теме проекта.

 

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Количественные показатели:

     количество курсов, организованных для подготовки преподавателей по проблеме проекта,

     количество учащихся, принявших участие в проектах за учебный год,

     количество педагогических работников, вовлеченных в процесс,

     количество педагогов, ведущих курсы дополнительного образования с применением технологий проектной и исследовательской деятельности;

     результативность образовательных проектов - выход в финал и победы на конкурсах разного уровня, в том числе и международного;

 

Качественные показатели:

      высокие результаты социализации учащихся,

     повышение мотивации к изучению городской среды,

     участие в  фестивалях разного уровня, в том числе и международного,

     наличие страницы на сайте школы, её функциональность и наполнение;

     взаимодействие с родителями, нацеленное на сотрудничество и помощь в реализации проекта.

5.1.3. Центр виртуальных экскурсий

Современная школа предполагает качественно новый путь своего развития.  Соединить традиционные требования к школе как системе и сделать её вместе с тем центром нового мышления поможет изменение модели социокультурного пространства школы. Как учреждение гуманитарной направленности, школа предполагает наличие глубокой гуманитарной составляющей, которая определяется богатством фондов библиотеки (в т.ч и электронных образовательных ресурсов), обширной экскурсионной программой, издательской деятельностью, международными контактами. Одним из важных и интересных проектов воспитания современного человека является проект «Центр виртуальных экскурсий».

По целям и задачам «Центр виртуальных экскурсий» близок к медиатеке, поэтому логично при отсутствии таковой в учреждении объединить их в одном проекте. Функционирование  Центра виртуальных экскурсий предполагается организовать в компьютерном классе во второй половине дня.

Концепция Центра виртуальных экскурсий проста. Музеи России и мира по содержанию экспозиции делятся на художественные, исторические, литературные, музыкальные, природные, технические. Экспозиция всех музеев должна стать неотъемлемой частью содержания уроков и внеурочной деятельности. Узнать богатство культурного наследия человечества, уметь использовать полученную информацию в гуманитарных целях образования, воспитания и дальнейшей жизни, стать продолжателем великих традиций – такова сверхзадача использования материалов Центра виртуальных экскурсий. Одна из самых важных задач Центра виртуальных экскурсий – рассказать обо всём самом интересном, снабдить множеством полезной информации, а при желании – совершить виртуальное путешествие по интересующим сооружениям, ощутить эффект реального присутствия, рассмотрев объект с разных точек, зайдя в здание, побродив по залам дворцов, античным сооружениям или по крестьянской избе. Формирование единого представления о мире, традициях и новаторствах мирового искусства, развитие науки и техники, реальных событиях мировой и отечественной истории делает Центр виртуальных экскурсий обязательной частью современного образовательного процесса.

 

Цель проекта

Расширение интеллектуального и культурного пространства учащихся и сотрудников в условиях нового стандарта образования, предполагающего интеграцию основного и дополнительного образования.

Задачи проекта

1.        Познакомить учащихся с  богатством культурного наследия человечества, научить использовать полученную информацию в гуманитарных целях образования, воспитания и дальнейшей жизни.

2.        Формировать единое представление о мире, традициях и новаторствах мирового искусства, развития науки и техники, реальных событиях мировой и отечественной истории.

3.        Формировать умения и навыки технического оформления подаваемой информации, что является неотъемлемым условием современной жизни успешного человека.

4.        Повышение качества преподавания предметов в ОУ за счет включения материалов Центра виртуальных экскурсий в образовательный и воспитательный процесс.

5.        Повышение профессиональной квалификации сотрудников школы за счет непрерывного образования как на базе ОУ, так и за его пределами.

6.        Расширение МТБ ОУ с целью реализации проекта «Центр виртуальных экскурсий».

7.        Повышение качества образования учащихся ОУ информационными возможностями Центра виртуальных экскурсий.

 

Конечные продукты проекта

 

Описание проекта, в т.ч. примерный перечень программно-аппаратных средств, реализующих проект «Центр виртуальных экскурсий».

 Методические рекомендации по внедрению проекта  в ОУ города.

Методика организации внеурочной деятельности ОУ с использованием  материалов Центра виртуальных экскурсий.

Методика организации непрерывного обучения, в т.ч. средствами проектной и исследовательской деятельности учащихся и сотрудников ОУ.

Перечень программ  и учебных предметов для использования материалов Центра виртуальных экскурсий

Программы экскурсионной работы Центра виртуальных экскурсий ОУ.

Учебная программа подготовки учащихся-экскурсоводов   по экспозициям Центра виртуальных экскурсий в ОУ.

Повышение профессиональной подготовки сотрудников школы (получение дополнительных сопутствующих специальностей, способствующих работе с материалами Центра виртуальных экскурсий).

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Количественные показатели:

     количество учащихся, принявших участие в проекте;

     вовлеченность педагогических работников в процесс работы по сбору и использованию фондов Центра виртуальных экскурсий;

     количество посетителей Центра виртуальных экскурсий;

     количество экскурсий, разработанных педагогами ОУ в процессе реализации проекта;

     количество экскурсий, разработанных учащимися и родителями ОУ;

     количество школ-партнеров и музеев-партнеров, привлеченных к сотрудничеству с ОУ при реализации проекта;

     количество сотрудников ОУ, прошедших обучение для работы с материалами Центра виртуальных экскурсий;

     количество уроков и внеклассных мероприятий, проведенных с использованием материалов Центра виртуальных экскурсий.

Качественные показатели:

     динамика качества образования ОУ в результате реализации проекта «Центр виртуальных экскурсий»;

     качественные изменения в мотивации обучения и учения;

     социальная успешность учеников, участников проекта (на основе самооценки по данным опросов);

     качественные изменения в работе и результатах образовательных проектов учащихся и сотрудников ОУ;

     интеграция основного и дополнительного образования на качественно новом уровне;

     качество материалов  фонда Центра виртуальных экскурсий.

5.2. Совершенствование информационно-коммуникационной инфраструктуры школы для повышения качества образования

5.2.1. Инфраструктура высокотехнологичной среды школы

Подпроект предполагает поэтапную разработку переходной модели информационно-коммуникационной инфраструктуры школы от постиндустриальной модели образовательного учреждения к модели высокотехнологичной среды

– перечень условий и механизм организации образовательного пространства, обеспечивающего развитие способностей каждого ученика;

– методику проектирования и реализации педагогической среды, основанной на применении перспективных информационно-телекоммуникационных технологий;

– исследование и описание системы оценивания результатов обученности учащихся.

В результате будет разработана модель перехода образовательного учреждения к высокотехнологичной образовательной среде, насыщенной современными технологиями, в которой наиболее эффективно будет происходить формирование ИКТ-компетентностей учащихся. Ожидается, что реализация разработанной модели позволит повысить качество обучения за счет эффективного и педагогически оправданного использования ИКТ в образовательном процессе.

 

Цель проекта

Разработка и описание стратеги перехода образовательного учреждения от актуального уровня информатизации к высокотехнологичной образовательной среде.

Задачи

1.      Анализ актуального состояния информатизации образовательного учреждения.

2.      Обоснование выбора оптимальных решений аппаратной и программной  составляющих высокотехнологичной среды общеобразовательного учреждения в соответствии с образовательной программой ОУ.

3.      Разработка методических материалов и рекомендаций по организации внеурочной деятельности учащихся средствами высокотехнологичной среды общеобразовательного учреждения.

4.      Разработка методических материалов и рекомендаций по организации непрерывного обучения, в том числе средствами проектной и исследовательской деятельности.

5.      Создание рекомендательных и методических материалов по реализации разработанной стратеги.

Конечные продукты проекта

1. Описание стратегии перехода, в т.ч. примерный перечень программно-аппаратных средств.

2. Методические рекомендации по реализации стратегии в ОУ.

3. Методика организации непрерывного обучения, в т.ч. средствами проектной и исследовательской деятельности.

4. Учебная программа повышения квалификации (включая стажировку на базе ОУ) учителей-предметников и педагогов дополнительного образования по внедрению модели в ОУ.

Критерии и показатели эффективности проекта

Количественные показатели:

          количество курсов, организованных средствами ИКТ, с применением ИКТ;

          количество учащихся, прошедших обучение, принявших участие в проектах;

          вовлеченность педагогических работников в процесс информатизации;

          электронные журналы, дневники, перечень дистанционных курсов, наличие сетевого программного обеспечения

          взаимодействие с родителями с использованием услуг и ресурсов сети Интернет;

          количество ЭОР, разработанных педагогами ОУ, в информационном банке ОУ;

          уровень квалификации педагогов.

Качественные показатели:

          результативность образовательных проектов;

          сформированость системы административных мер в ОУ, регламентирующих процесс информатизации

          сформированная индивидуальная электронная учебно-методическая среда учителя-предметника, изменение условий труда учителя;

          качество ЭОР информационного банка ОУ.

5.2.2. Развитие компетентностей

Проект предполагает создание системы непрерывного образования всех сотрудников ОУ, так как повышение квалификации является основой для объективной оценки деятельности ОУ. Реализация проекта предполагается по следующим направлениям:

-          посещение курсов повышения квалификации;

-          создание в ОУ структуры единого образовательного пространства: учащиеся – учителя – сотрудники – администрация;

-          создание системы разноуровневого корпоративного непрерывного образования сотрудников ОУ;

-          участие в профессиональных конкурсах различной направленности;

-          диссеминация педагогического опыта в различных формах (устных и письменных; на бумажных и электронных носителях);

-          самообразование сотрудников ОУ.

Цель проекта

Создание системы непрерывного профессионального образования сотрудниками школы с целью перехода от лекционной модели построения образовательного процесса к модели интерактивного педагогического взаимодействия обусловленного требованиями ФГОС второго поколения.

Задачи проекта

1.        Создание для сотрудников школы электронного информационного бюллетеня, содержащего сведения о курсах повышения квалификации различной направленности и разнообразии конкурсов профессиональной направленности.

2.        Создание интегрированной программы корпоративного профессионального образования совместно с представителями районных и городских учреждений повышения квалификации.

3.        Разработка локальных нормативных документов, регламентирующих проведение корпоративное повышение квалификации как на базе ОУ, так и за его пределами.

4.         Разработка методических материалов и рекомендаций по организации непрерывного обучения, в том числе средствами проектной и исследовательской деятельности.

5.        Создание единой базы диссеминации педагогического опыта сотрудников школы на бумажных и электронных носителях.

Конечные продукты проекта

1.      Описание модели, в т.ч. примерный перечень программно-аппаратных средств.

2.      Методические рекомендации по внедрению системы непрерывного образования в ОУ города.

3.      Создание продукта совместной деятельности ОУ и ОУ и учреждений повышения квалификации - методики организации непрерывного обучения, в т.ч. средствами проектной и исследовательской деятельности.

4.      Создание интегрированных  программа повышения квалификации (включая стажировку на базе ОУ) учителей по внедрению модели непрерывного образования в ОУ.

 

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Количественные показатели:

     количество курсов, организованных на базе ОУ силами сотрудников ОУ и ОУ и учреждений повышения квалификации профессиональной направленности;

     количество сотрудников, прошедших обучение, принявших участие в проектной деятельности за учебный год;

     количество учащихся, принявших участие в учебно-исследовательской деятельности как составляющей проектной деятельности ОУ;

     вовлеченность педагогических работников в процесс информатизации как обязательном условии повышения квалификации;

     количество педагогов, участвующих в тиражировании личного опыта и опыта деятельности ОУ;

     изменения  квалификационных категорий сотрудников в результате проекта непрерывного образования сотрудников ОУ.

Качественные показатели:

     повышение качества образования ОУ как результат непрерывного профессионального образования педагогами школы;

     повышение квалификации как основа для объективной оценки деятельности ОУ;

     рост профессиональной компетентности сотрудников ОУ;

     сформированность системы административных мер в ОУ, обеспечивающих процесс непрерывного профессионального образования в ОУ;

     размещение результатов проекта на сайте ОУ;

     создание электронной методической базы кабинетов с целью взаимопомощи учителям-предметникам, тиражирования собственного опыта, формирования единых требований и преемственности в преподавании предметов учебного плана ОУ.

5.2.3. Критерии эффективности средств информатизации

Для организации эффективного использования средств информатизации в образовательном учреждении необходимо организовать непрерывную оценку влияния процессов информатизации на организацию образовательного процесса в школе. Для этого необходимо разработать и описать процедуру мониторинга по имеющимся критериям. Опыт по выявлению фактических значений критериев эффективности внедрения средств информатизации в  образовательный процесс общеобразовательного учреждения показал, что существенное влияние на результаты измерений оказывает регламент ввода в эксплуатацию новых средств информатизации. В связи с этим необходимо выявить систему мер внедрения СИ в образовательный и воспитательный процессы ОУ, определить виды нормативной документации (приказы, регламенты, формы отчетов, схему анализа и др.) процесса внедрения СИ. Результаты мониторинга выявят фактическое состояние информатизации ОУ на текущий момент, что позволит оценить, возможно ли с использованием имеющихся СИ построить в учреждении современное информационное пространство.

Цель проекта

Цель: разработка механизма комплексной оценки эффективности внедрения средств информатизации в образовательный процесс общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга.

Задачи проекта

1. Разработать и описать процедуру организации в ОУ мониторинга по имеющимся критериям.

2. Выявить систему мер внедрения СИ в образовательный процесс ОУ.

3. Определить виды нормативной документации (приказы, регламенты, формы отчетов, схему анализа и др.) процесса внедрения СИ.

4. Разработать процедуру коррекции программы информатизации ОУ в зависимости от полученных результатов мониторинга.

Задачи:

·                     Обосновать комплекс критериев и показателей эффективности внедрения средств информатизации для различных видов общеобразовательных учреждений,

·                     Разработать измерительные шкалы, процедуры и средства оценки эффективности внедрения средств информатизации для различных видов общеобразовательных учреждений,

·                     Экспериментально апробировать разработанный метод оценки эффективности внедрения средств информатизации для различных видов общеобразовательных учреждений с целью проверки его обоснованности и надежности,

·                     формирование типовых нормативных и методических рекомендаций по организации и проведению мониторинга эффективности внедрения средств информатизации для различных видов общеобразовательных учреждений,

·                     формирование типовых методических рекомендаций по перспективному планированию развития информационного пространства ОУ на основе мониторинга эффективности внедрения средств информатизации в образовательный процесс.

 

Прогнозируемые результаты проекта

·         Коррекция программы информатизации ОУ

·         Разработка методики проектирования подпрограммы «Формирование информационной компетентности» в условиях стандартов второго поколения»

·         Обобщение результатов экспериментальной деятельности

·         Создание инновационных продуктов

·         Публикация результатов экспериментальной деятельности и инновационных продуктов

Основные продукты

     1. Комплект шаблонов локальных актов ОУ регламентирующих процесс информатизации.

2.      Методические рекомендации для руководителей ОУ по организации и контролю процесса информатизации в ОУ.

3.      Рекомендации по коррекции программы информатизации образовательного учреждения.

4.      Методика проектирования подпрограммы «Формирование информационной компетентности» в условиях стандартов второго поколения»

5.      Учебная программа для работников ОУ «Инструменты самоанализа состояния информатизации и проектирования подпрограммы «Формирование информационной компетентности» в условиях стандартов второго поколения»

5.3.  Школа здорового образа жизни

5.3.1. Культура здоровья

Формирование поведения, обеспечивающего организацию жизни учащегося на основе здоровьесозидающих принципов, как компонент образовательного стандарта общего образования обозначен в ряде документов, характеризующих стратегию развития образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» для повышения качества общего образования наряду с другими мероприятиями, обозначена организация мониторинга состояния здоровья детей, молодежи и педагогов. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» перспективы развития общего образования связываются с обеспечением здоровья каждого ученика, индивидуального подхода к обучающимся, создания стимулов для здорового образа жизни; все это невозможно без спланированного индивидуального контроля за здоровьем обучающихся. В проекте Федеральных государственных образовательных стандартов требование сохранения здоровья учащихся находится на первом месте в иерархии запросов к результатам образования; при этом метапредметные и личностные результаты, характеризующие сформированность установки на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и ее реализацию в поведении и поступках, должны получаться и использоваться в виде результатов неперсонифицированных (анонимных) мониторинговых исследований особенностей развития и состояния здоровья учащихся.

Таким образом, государственный заказ совпадает с общественным запросом на создание в школе комплекса условий, обеспечивающего оценку влияния образования на здоровье обучающихся, и модернизацию образовательной среды в соответствии с здоровьесберегающими принципами

 

Цель проекта

Разработка и внедрение программы «Культура здоровья», реализующей на практике принципы здоровьесозидающей и сберегающей деятельности школьника в условиях образовательного пространства школы.

 

Задачи проекта

1.Проанализировать имеющийся опыт мониторингов здоровья в системе образования, в том числе в рамках оценки качества общего образования.

2.Разработать механизм оценки влияния образовательного пространства и технологий на здоровье школьника.

3.Разработать комплекс мероприятий по интеграции принципов здоровьесозидающей и сберегающей деятельности школьника в образовательную программу школы.

4. На основе экспериментальных данных создать методические материалы по внедрению разработанной программы.

Конечные продукты проекта

1. . Методика анализа влияния используемых в ОУ технологий на здоровье участников образовательного процесса.

2. Методический комплект по внедрению комплекса мероприятий по реализации на практике принципов здоровьесозидающей и сберегающей деятельности..

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

Количественные показатели:

-       критерии и показатели разрабатываемого комплекса мероприятий по реализации на практике принципов здоровьесозидающей и сберегающей деятельности;

-       доля участников образовательного процесса, вовлеченных в здоровьесозидающую и сберегающую деятельность;

-       количество публикаций, полученных в ходе исследования;

-       количество учителей, прошедших курсовую подготовку в ходе реализации проекта;

-       конструктивный характер взаимодействие с родителями учеников начальной школы и среднего звена.

Качественные показатели:

-       сформированная здоровьесберегающая среда, способствующая развитию успешной личности школьника;

-       программа урочной и внеурочной деятельности учеников «Я в мире, мир во мне» в рамках проекта «Культура здоровья».

 

5.3.2. Комфортная среда – основа здоровья школьника

 

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья учащихся (физического, соматического, нервно-психического). Современная жизнь характеризуется с одной стороны высокой сложностью технологических систем, с другой стороны самым большим разнообразием опасных и вредных факторов. Различная совокупность физических, химических, биологических и психофизиологических неблагоприятных факторов оказывают комплексную нагрузку на организм ребенка, формируя в итоге тот или иной вид обусловленной острой и хронической патологии. Повышенная нервная возбудимость стала атрибутом современного школьника.

Проблема воспитания здорового ребенка приобретает все большую актуальность. Д. А. Медведев отметил: «Важно пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе».  

Проект предполагает  создание зон релаксации и тренажерного  зала в школе.

Цель проекта

 Создание условий, побуждающих вести здоровый образ жизни.

 Задачи проекта

1.        Совершенствовать здоровьесберегающую среду школы.

2.        Мотивировать учащихся их родителей  и учителей на  укрепление и сохранение  своего здоровья.

3.        Повысить функциональные и адаптивные возможности основных жизнеобеспечивающих систем организма.

4.        Обеспечить здоровый послеурочный досуг.

5.        Обучить учащихся и их родителей  организации самостоятельных занятий физической культурой с оздоровительной направленностью.

Конечные продукты проекта

Создание мест отдыха, тренажерного зала.

Методические рекомендации по организации проведения занятий в тренажерном зале и по оборудованию и использованию мест отдыха.

Методика организации внеурочной деятельности с использованием тренажерного зала и мест отдыха.

Разработка методических рекомендаций для родителей в серии сборников.

Критерии и показатели эффективности реализации проекта:

-     снижение заболеваемости учащихся;

-     повышение качества образования;

-     увеличение количества учащихся занимающихся физической культурой и спортом;

-     улучшение психофизического состояния учащихся;

-     мониторинг запросов  удовлетворенности родителей реализацией данных проектов.

 

Hosted by uCoz